Непредсказуемый зигзаг судьбы железной дороги
Чернобыльской зоны отчуждения.

    До аварии на Чернобыльской АЭС местная железная дорога была незаменимой в деле перевозки грузов и людей между городами Овруч и Чернигов, а после катастрофы превратилась в одну из наиболее посещаемых достопримечательностей зоны. Собственно, если бы еще до строительства ЧАЭС не было на свете железнодорожной станции Янов, может, совсем в другом месте решили бы возводить город атомщиков Припять и саму атомную электростанцию. А после аварии на ЧАЭС эта транспортная артерия соединила задохнувшуюся в радиоактивной пыли Припять с городом Славутич, заново построенном в сорока километрах севернее Чернобыльской станции.
    Как и любые строительные работы, сооружение железной дороги началось с геологических и гидрогеологических исследований. Нужно было решить массу вопросов. Какую высоту должна иметь железнодорожная насыпь, сколько потребуется для строительства рабочих рук, сколько нужно доставить строительных материалов и каким образом их доставить? Однако, не смотря на то, что исследования пришлось проводить в сложных условиях, так как на протяжении более ста километров пойма рек Днепр и Припять была затоплена, в течение всего 1927 года эта работа была закончена. Отсыпать насыпь под будущую железную дорогу начали уже 5 мая, и работы проводились от Чернигова до Овруча на всем протяжении будущей транспортной артерии.
    В те времена не было такой умной и мощной строительной техники, как в наши дни, поэтому пришлось приготовить 1200 катальных досок, по которым с помощью 4000 тачек перевозили песок для устройства насыпи. Песок возили также в 500 специальных возах, а нагружали его вручную с использованием 3000 лопат. Рельсы загружали в Киеве на баржи и по реке Припять доставляли до Янова, а также до Чернигова по рекам Днепр и Десна. Вагоны и паровозы тоже доставляли водным путем. Всего на станцию Янов привезли 4 паровоза и 101 вагон, а в Чернигов доставили 2 паровоза и 69 вагонов.
    Работа по возведению насыпи и укладке шпал и рельсов пошла настолько хорошо, что ее удалось закончить на 15 дней раньше срока – 15 сентября 1927 года, благодаря чему в том же году сразу на трех участках удалось организовать движение. Паровозы начали перемещаться от Чернигова до Неданчичей, от Йолчи до Зимовища и от Овруча до Янова. Между Черниговым и Овручем общая протяженность железнодорожного пути составила ни много, ни мало, 177 километров. Пассажирские поезда по этой транспортной магистрали двигались со скоростью 28 км/час, а воинские составы развивали нешуточные по тем временам 35 км/час.
    Возведение железнодорожных мостов стало ключевым участком строительства железной дороги на участке Овруч – Чернигов, а строить их начали только после того, как к этим участкам были подведены железнодорожные пути. К осени 1927 года металлические конструкции мостов, созданные в городе Днепропетровск, доставили по воде к месту строительства.
Сначала укрепили берега путем устройства так называемых быков – специальных опорных элементов из гранита, которые привезли из коростеньских карьеров. Кстати, чтобы обеспечить доставку камня в необходимых количествах, было решено возвести временный деревянный мост через реку Припять, потому что подвозить камень на гужевых повозках было слишком затратно и трудоемко.
    Временный железнодорожный мост построили той же зимой всего за одну неделю, и сделали это следующим образом. Сначала взяли деревянные сваи, которым предстояло стать опорами моста, и вбили их сквозь лед в дно реки Припять. На оголовках опор смонтировали балки, по которым проложили шпалы с рельсами. Однако ни одному паровозу так и не было суждено заехать на этот временный мост. С одного берега паровоз вталкивал груженые строительными материалами вагоны, а другой паровоз с другой стороны цеплял состав и тащил его к строящемуся через Днепр мосту. Кстати, состав при этом состоял не менее, чем из 35 вагонов. Таким способом строительные материалы переправлялись на другой берег вплоть до весны 1928 года, после чего мост был разобран, а сваи, забитые в дно Припяти, извлечены. Извлечение свай было необходимо, чтобы возобновить судоходство в этом месте, которое в этом регионе было основным видом транспорта.
    Однако после разборки моста необходимость в перевозке материалов на другой берег реки не исчезла окончательно. Для этого решили использовать паромы, конструкция которых позволяла закатывать на них вагоны с железнодорожного полотна. Один паром был способен выдержать вес четырех пустых или трех груженых железнодорожных вагонов. Всего благодаря паромной переправе реку Припять пересекли 2717 вагонов. Специальные канатные переправы, предназначенные для перевозки через реку автомобилей, повозок и людей, также оказали неоценимую помощь. На таких переправах не использовались механические приспособления для движения парома, а применялась лишь грубая физическая сила мужчин, составлявших его команду. Однако всего за три месяца канатные переправы через реки Припять, Днепр и Десну перевезли 36 тыс. человек, 50 автомобилей, более 6 тыс. лошадей и более 5 тыс. повозок.
    Строительство мостов продолжалось до 1929 года и, к сожалению, без происшествий не обошлось. Летом 1929 года недостроенный пролет моста через Припять не выдержал сильного ветра во время грозы, и обрушился в реку. В ноябре 1929 года мосты были построены, и открыто движение через реки Припять и Днепр. С этого момента глухие Полесские деревни перестали быть отрезанными от остального мира, а железнодорожная станция Янов стала впоследствии тем пунктом, рядом с которым было решено возвести город атомщиков Припять и Чернобыльскую атомную станцию.

     Так называемые «цезиевые пятна», по сути, стали открытием Чернобыля. Ведь до аварии на ЧАЭС никому и в голову не могло придти, что такое может произойти. Ранее считалось, что в результате ядерного взрыва радиоактивному заражению подвергнется некая сплошная территория. Для того, чтобы определить ее конфигурацию, учились делать расчеты исходя из следа радиоактивного облака. Ровно то же самое начали делать в первые дни после взрыва реактора. Но пришлось действовать по новому, так как жизнь внесла свои коррективы и теоретические знания не оправдали себя. Оказалось, что некоторые места, которые по расчетам должны были быть сильно загрязненными, на самом деле оказались «чистыми». Но наряду с такими относительно чистыми местами появились эти самые «цезиевые пятна», так как радиоактивные изотопы цезия и стронция переносились ветром на большие расстояния от ЧАЭС и выпадали в осадок. Пришлось руководствоваться не схемами, а проводить многочисленные замеры на большом расстоянии от Чернобыльской АЭС и на больших площадях. Это значительно увеличило объем работ, которые нужно было провести.

     Когда облученных ликвидаторов привезли из Чернобыльской зоны в Киев и разместили на 4-м этаже центральной больницы, в этом лечебном учреждении начали происходить страшные события. Первые несколько дней, в течение которых люди с тяжелейшей степенью лучевой болезни находились в больнице, несколько человек из них, находясь в шоковом состоянии, попытались свести счеты с жизнью и выпрыгнули из окон четвертого этажа. Однако меры были приняты лишь спустя полторы недели после первого случая самоубийства. На четвертом этаже появились сварщики со сварочными аппаратами и наварили на все оконные проемы железные решетки. На тот момент психологам еще не было известно, каким образом лучевая болезнь так странно влияет на психику пораженного человека, что у него возникает сильнейшее состояние паники и клаустрофобии. Причем даже у тех людей, которым до аварии на Чернобыльской АЭС не была знакома болезнь замкнутого пространства.

     Чтобы лучше понять, какими способами после взрыва на ЧАЭС люди пытались защищать свое здоровье от радиационного воздействия, следует рассказать один не очень смешной, но весьма показательный анекдот: «Минздрав рекомендует. Эффективное лекарство от радиации. Растворить одну каплю йода в стакане водки. Принимать внутрь, пока не закончится йод». Не трудно догадаться, каким специалистам был адресован едкий сарказм этого анекдота. Ведь когда люди в связи с радиоактивным загрязнением местности задавали медикам вполне конкретные вопросы, врачи лишь разводили руками. Потому что в институте никого из них этому не научили. Если бы до аварии на Чернобыльской АЭС коллектив обычной районной больницы спросили бы, каковы симптомы лучевой болезни, едва ли кто-нибудь из них смог бы их перечислить. А уж о более глубоком понимании тонкого воздействия радиации на организм человека вообще речи не было. Поэтому нет ничего удивительного в том, что многие болезни, вызванные именно радиоактивным облучением, неправильно диагностировались и неправильно лечились.

     Железной дороге в ходе аварии на Чернобыльской АЭС тоже досталось, и рельсы стали радиоактивными, а когда по ним перестали ходи поезда, покрылись ржавчиной. Потому что в северо-западном направлении от 4-го энергоблока, в направлении железнодорожной станции Янов, после взрыва сложилась наиболее неблагоприятная радиационная обстановка. Здесь же находится переходный путепровод через железную дорогу от города Припять до автомобильной трассы Чернобыль – Киев. После взрыва реактора именно туда направилось радиоактивное облако и щедро посыпало все на своем пути радиоактивными изотопами.

     В момент взрыва 4-го блока Чернобыльской АЭС всего в 240 метрах от него напротив машинного зала на берегу подводящего канала сидели два рыбака и удили мальков. Мечтали они судака поймать, но без мальков на судака ходить – пустая трата времени. А малек весной все время поближе к энергоблоку лезет, и резвится здесь и кишит. Один из рыбаков – по фамилии Пустовой, человек без определенных занятий, второй – Протасов, наладчик из Харькова. Хорошо ловился в ту ночь малек, и настроение у ребят было хорошее. Трудно было поверить, что на дворе стоит апрель, больше смахивало на июльскую теплую ночь. Грело душу это неожиданное сочетание белоснежного красавца, четвертого энергоблока, взгромоздившегося перед глазами, его атомной мощи, и маленьких беззащитных рыбок, плещущихся в ведре. Внезапно раздались два глухих, словно подземных, взрыва внутри станции. Этим звуком известила о своем начала Чернобыльская катастрофа.



СОДЕРЖАНИЕ

Атомная энергетика: история и современность.

Какими реакторными установками оборудована Чернобыльская атомная электростанция?
Как в общих чертах происходит цепная реакция и тепловыделение в ядерном реакторе?
Каким образом удается управлять цепной реакцией в ядерном реакторе?
Почему РБМК стали широко применяться на советских атомных электростанциях?
Предусмотрено ли конструкторами РБМК, что в ходе его эксплуатации могут возникнуть аварийные ситуации, требующие остановки реактора?
Существуют ли на атомных электростанциях с РБМК защитные системы по ограничению последствий аварии в случае, если она произойдет?
Есть ли у РБМК какие-то серьезные конструктивные недостатки?
Сколько человек работало на Чернобыльской атомной электростанции до аварии и как был организован труд, быт людей?
Намечалось ли до аварии дальнейшее развитие Чернобыльской атомной электростанции?

Картина аварии.

На каком из ядерных реакторов Чернобыльской АЭС и когда произошла авария?
Произошел ли на 4-м энергоблоке Чернобыльской атомной электростанции ядерный взрыв?
Что рассказывают очевидцы аварии, в первую очередь те, кто находился в непосредственной близости от эпицентра?
Какие разрушения произошли на станции, погибли ли люди непосредственно в момент аварии?
Вызвала ли авария на 4-м энергоблоке выход из строя остальных блоков Чернобыльской АЭС?
В чем заключались испытания, проводимые на 4-м энергоблоке в ночь с 25 на 26 апреля 1986 г.?
Были ли еще какие-то обстоятельства, кроме тех, что связаны с проведением испытаний на «выбег», которые привели в конечном счете к возникновению аварии?
Как было организовано проведение испытаний на 4-м энергоблоке?
Насколько подробно изучена хронологическая последовательность развития аварии и процессов, происходивших при этом в ядерном реакторе?
Что означают так часто встречающиеся в связи с объяснением причин аварии на Чернобыльской станции такие понятия, как «отравление реактора», «нейтронные яды», «йодная яма»?
Неужели управление реактором, проведение испытаний было доверено малоподготовленным для такой работы людям?

Сразу же после аварии.

Как действовал сразу же после аварии дежурный персонал Чернобыльской атомной электростанции?
Какие основные действия по ликвидации аварии предпринимались непосредственно после взрыва?
Расскажите о борьбе с пожарами, которые возникли на атомной станции сразу после аварии.
Как работали медики в первые часы после аварии?
Как действовали в первые часы аварии руководители Чернобыльской атомной электростанции?
Каким образом производилась первоначальная оценка радиационной обстановки на территории Чернобыльской АЭС и в прилегающей к ней зоне?
Действительно ли не представлялось возможным быстро определить истинный масштаб аварии?
Что предпринималось в первые часы после аварии по отношению к самому ядерному реактору?
Насколько быстро узнали о случившемся на Чернобыльской атомной электростанции руководители г. Припяти, Киевской области, центральных органов Украины и страны?
Чем же все-таки объяснить, что населению г. Припяти более суток не сообщалось об аварии и о необходимости принятия некоторых мер для защиты здоровья?
Не происходили ли в поврежденном ядерном реакторе какие-то активные процессы уже после аварии?
Как действовали органы внутренних дел после того, как получили сообщение о чернобыльской аварии?
Как проводилась эвакуация жителей г. Припяти?

Распространение радиации. Медицинские аспекты аварии.

В течение какого времени происходил выброс радиоактивности из поврежденного реактора в атмосферу?
Как происходило распространение радиоактивности из поврежденного реактора географически? Какие территории оно затронуло?
Какие из радионуклидов, содержащихся в выбросах из поврежденного атомного реактора, наиболее опасны для здоровья?
Насколько широко распространено в современном мире такое физическое явление, как радиация?
В материалах периодической печати об аварии на ЧАЭС нередко встречаются такие понятия, как «бэр», «рентген», «рад», «распад»… Объясните, что они означают и насколько опасны те или иные их значения?
Насколько опасно то, что с пищей в организм человека могут попасть радиоактивные вещества, которые распространились на большие расстояния вследствие аварии на ЧАЭС?
Если ли в организме человека защитные механизмы, как бы нейтрализующие воздействие радиационного облучения?
В какой последовательности проводились основные работы по ликвидации последствий аварии?
Как удалось «успокоить» взорвавшийся атомный реактор?
Как проводилась дезактивация зданий, сооружений и территории, загрязненных радиоактивными выбросами в результате аварии на Чернобыльской АЭС?
Как дезактивировались наиболее загрязненные радиоактивными выбросами участки самой Чернобыльской атомной электростанции?
Куда делась радиоактивная вода, которая в первые часы после аварии затопила подреакторные помещения 4-го энергоблока Чернобыльской атомной электростанции?
Каким образом был обезопасен взорвавшийся 4-й энергоблок Чернобыльской АЭС?
Каким образом были защищены от чрезмерного радиоактивного загрязнения водоемы, расположенные близ Чернобыльской АЭС?
Можно ли узнать о тех, по чьей прямой вине произошла авария, судили ли их?
.

Заметки в периодической печати:
Авария на атомной станции вызвала эволюционный всплеск. (2003г.)
Радиация: трезвый анализ рисков. (16.06.2002)
Спустя 16 лет после катастрофы. (26.04.2002)
Тень Чернобыля все еще над нами. (2002г.)
Чернобыль сформировал общество обреченных. (24.04.2002)
Чернобылю нужен новый саркофаг. (апрель 2003г.)
Чернобыль без покрывала и без прикрас.
Мистика Чернобыля. Рассказ Сталкера.
Следующий Чернобыль будет в Японии? (02.10.2002)
Утечка радиации на японских АЭС.
Япония получила свой Чернобыль.
Какие безобразия творились в Чернобыльской зоне в 2011 году.
Хорошо ли живется животным в Чернобыльской зоне.
Судьба железной дороги Чернобыльской зоны отчуждения.
Оккупация и освобождение города Чернобыль в годы ВОВ.
Отчего лес около Чернобыльской АЭС стал рыжим.
Связь между авралом и самопроизвольной ядерной реакцией.
До катастрофы в Чернобыле была Кыштымская авария.
В Чажме взорвался ядерный реактор подводной лодки.
На химкомбинате в Сибири взорвался аппарат с плутонием.

Авария на АЭС Фукусима в Японии в 2011 году.
Землетрясение, цунами и атомная авария в Японии. Хроника событий с 11 по 12 марта 2011 года.
Развитие атомной аварии в Японии. Хроника событий с 13 по 14 марта 2011 года.
Еще два взрыва на АЭС Фукусима. Хроника событий 15 марта 2011 года.
Пожар на АЭС Фукусима - раскаленные стержни больше нечем охлаждать. Хроника событий 16 марта 2011 года.
И вертолеты, и водяные пушки, и полицейские водометы – все сгодилось для затопления водой атомных реакторов на АЭС Фукусима. Хроника событий с 17 по 18 марта 2011 года.
Системы охлаждения энергоблоков АЭС Фукусима, наконец, удалось подключить к электропитанию. Хроника событий с 19 по 21 марта 2011 года.
Обнаружение радиоактивных изотопов в море около АЭС Фукусима, и еще одно сильное землетрясение. Хроника событий с 22 по 23 марта 2011 года.
Новые пострадавшие от аварии на АЭС Фукусима. Среди них туристы и специалисты. Хроника событий с 24 по 25 марта 2011 года.
Резкий рост радиоактивности морской воды около АЭС Фукусима вызвал серьезное беспокойство. Хроника событий с 26 по 27 марта 2011 года.
Компанию-оператора АЭС Фукусима предупреждали об опасности сильного землетрясения и цунами. Хроника событий с 28 по 31 марта 2011 года.
Не смотря на глубокое сожаление, начался санкционированный сброс радиоактивной воды в море. Хроника событий с 1 по 5 апреля 2011 года.
Власти Японии были вынуждены расширить зону эвакуации вокруг аварийной АЭС Фукусима. Хроника событий с 6 по 14 апреля 2011 года.
Радиоуправляемые роботы оказали неоценимую услугу японцам в ходе взятия радиационных проб на АЭС Фукусима. Хроника событий с 17 апреля по 9 мая 2011 года.
Система охлаждения во всех энергоблоках восстановлена. МАГАТЭ опубликовало доклад. Хроника событий с 20 мая по 1 июня 2011 года.
Заключительный этап борьбы с радиоактивной водой на АЭС Фукусима. Хроника событий с 7 июня по 12 августа 2011 года.


Чернобыль. События и уроки

На главную страницу

sitemap

Hosted by uCoz